ro ru en

Государственное
Информационное
Агентство

Кишинэу нуждается в любви и профессионализме

13:15 | 17.09.2020 Категория: Интервью, События

Комментарий МОЛДПРЕС

Кишинэу, 17 сентября /МОЛДПРЕС/. Все крупные города мира имеют свой неповторимый стиль. С первого взгляда можно отличить Рим от Стамбула, Париж от Лондона, Москву от Берлина или Киев от Таллина. Уникальные памятники и ярко выраженные архитектурные стили, органически укоренившиеся в своей национальной культуре, являются визитной карточкой важнейших городов Европы и других континентов. Кишинэу был столицей независимого государства всего три десятилетия.  Из непривлекательного села он превратился в город только за последние два столетия, а наибольший рост выпал на 70-80-е года прошлого века, когда было построено многое, но в простом, экономном и не эстетичном стиле, который практиковался на огромных территориях СССР от Атлантики до Тихого океана без учета особенностей разных регионов и культур. В начале 90-х у нас был зеленый, чистый город, но без особого отличия от еще примерно десятков и сотен советских городов того же типа.

Однако каждый исторический этап оставил свой след, а некоторые постройки или сооружения придали городу особый характер. Мы не унаследовали знаменитых произведений архитектуры, но бережное отношение могло превратить столицу независимой Молдовы в привлекательный европейский город. Если бы Кишинэу после 1991 года имел умных примаров, желающих модернизировать город на основе уникального проекта развития национальной архитектуры, если бы памятники культуры были сохранены и был бы строго разграничен исторический район города, где безрассудный и незаконный снос и возведение стеклянных монстров были бы запрещены, то возможно сегодня мы были бы хоть немного ближе к Баку, Киеву, Риге или Еревану.

К сожалению, мы легко уничтожили то, что связано с нашей историей и культурой. Закон 1530 от 22.06.1993 об охране памятников с последующими поправками уже почти три десятилетия не соблюдается, и ст. 221 УК,  предусматривающая наказание за разрушение памятников, ни разу не применялась. Более того, Реестр памятников был опубликован в «Monitorul Oficial» с опозданием на 15 лет, поэтому для наказания виновных за разрушение памятников архитектуры даже не было юридических оснований. Стоит ли удивляться тому, что с момента провозглашения независимости столица потеряла более сотни ценных исторических памятников. И сегодня можно было бы привести немало примеров, когда эти невосполнимые потери случились не столько от низкой культуры градоначальников, сколько от их неуемной жадности. 

До 1990-х годов в Кишинэу существовал район, объявленный историческим, где снос и современное строительство были запрещены. Однако это не стало препятствием для активного и безответственного сноса памятников классической молдавской архитектуры XIX века и активной застройки его безо всякого профессионального градостроительного плана в угоду текущих интересов мэров. После 1991 года правители Кишинэу превратили город в поле битвы за землю, участки, незаконно приватизированные или просто купленные, с сомнительными разрешениями на строительство в парковых зонах, за которыми последовала массовая вырубка лесных насаждений. Вот так за последние 30 лет Кишинэу превратился в неопрятный и непривлекательный город, где жадность и бескультурье поставили во главу угла примитивизм, невежество и отвратительный китч. Никто не брался за обсуждение и разработку с привлечением известных специалистов, в том числе из-за рубежа, такого определяющего документа национальной культуры, как уникальная архитектурная концепция градостроительства. С обязательным соблюдением национальных традиций, особенностей рельефа и климата, защитой окружающей среды и зеленых насаждений, с учетом возможностей переработки отходов, организации движения транспорта и людских потоков, сохранения исторического и культурного наследия.

Никто не требовал до сих пор от авторов строительных проектов соблюдать обязательные для всех развитых стран фундаментальные принципы архитектуры: уникальный стиль, эстетику, традиции, ценности и здравый смысл. Город застроен хаотично и некрасиво, а рядом с уродливыми домами хрущевской эпохи появились грязные импровизированные пристройки или  чудовища из стекла и бетона, постройки забавных домиков, лишенных элементарного эстетического чутья. А огромный Центральный сельскохозяйственный рынок - памятник безвкусия - в «европейской столице» решительно способствует деградации центра города, блокированию дорожного движения, недопустимому загрязнению воздуха и сбыту продуктов, которые часто имеют сомнительное качество. А на близлежащих тротуарах (точнее, на том, что от них осталось) до недавнего времени продавались и летом, и зимой потрошеные куры подозрительного цвета, домашнее вино, бренди, сыр, соленые огурцы, фрукты, салями, рыба... почти живая. Десятки фискальных учреждений и местная государственная администрация относились к этой катастрофе с подозрительной доброжелательностью. В какой еще столице ее центр заблокирован, чтобы сохранить огромный сельскохозяйственный рынок с пристроенной к нему автостанцией? 

При этом ценные памятники истории и культуры в последние десятилетия были разрушены, а другие под видом реставрации безвозвратно искалечены. Всего два примера: Casa Herța, который многие специалисты называют самым красивым в городе, был "преобразован" в небольшой сарай в непосредственной близости от ужасного здания Министерства сельского хозяйства и гротескного отеля на пересечении проспекта Штефана чел Маре и улицы Сергея Лазо. А Дом науки на улице Букурешть?! Великолепный памятник архитектуры сегодня охвачен апокалиптическими когтями предположительно современной конструкции из стекла и бетона. И все это было сделано с учетом мнений и одобрений руководителей муниципалитета и учреждений, которые «охраняют памятники». И все эти мэры бессовестно претендовали на звание «хозяев» или «строителей европейской столицы».

Однако в последнее время появилась надежда. Есть несколько признаков того, что все может быть исправлено. Сегодня примария разрабатывает концепцию парковок, чтобы не выносить в центр десятки тысяч горожан и транспортных единиц. Подземные переходы ремонтируются. Тротуары очищены от нелегальных торговцев и «хозяев» с их уродливыми ларьками. Надеемся, что расширение торговых площадей за счет тротуаров вскоре будет полностью искоренено в столице.

Мы осознаем, что последствия катастрофы длинною в 30 лет невозможно устранить за год. И даже за десять. Но важно начать преобразование столицы. Появляется все больше и больше обнадеживающих признаков. Вот лишь цитата из того, что написал на своей странице в Facebook генеральный примар столицы Ион Чебан:

«По предложению профессионального сообщества из почти 200 архитекторов и дизайнеров примария Кишинэу намерена создать группу профессионалов, экспертов в данной области, обладающих исключительными знаниями как в стране, так и за рубежом. Я согласен вместе работать над экстерьером города. Мы хотим подписать Соглашение о сотрудничестве, и я верю, что этот шаг позволит Кишинэу вернуться к своей архитектуре и уважению эстетического аспекта городской среды».

Обнадеживающее заявление! Мы надеемся, что настоящая трансформация на благо Кишинэу начнется с профессионализмом и большой любовью к прошлому и будущему этого города, к нашему здоровью, комфорту, но также и нашему достоинству. Мы с большим интересом будем следить за этими изменениями.

img20007412

Любые материалы, опубликованные на сайте ПУ «ГИА «Молдпрес», являются интеллектуальной собственностью агентства, защищенной авторским правом. Их перепечатка и/ или использование возможно только с согласия агентства и с обязательной ссылкой на источник.