ro ru en

Государственное
Информационное
Агентство

2 марта 1992 года. Сепаратистский регион на востоке Молдовы провоцирует крупномасштабный вооруженный конфликт

09:58 | 03.03.2021 Категория:

Приднестровский сепаратизм является частью сценария советского КГБ, который хотел предотвратить неизбежный распад СССР, создав внутренние проблемы для союзных республик. Существует множество документальных свидетельств того, что все действия сепаратистов строго согласовывались с Москвой. Последний председатель Верховного Совета СССР, руководитель государственного переворота в августе 1991 года Анатолий Лукьянов открыто заявил молдавской делегации: «Если вы подпишете новое Союзное соглашение, у вас будет республика. В противном случае у вас будет три»!!! Это Молдова, Приднестровье и Гагаузия. Накануне запланированного подписания Союзного соглашения в Ново-Огарево стало ясно, что Молдова не подпишет новый союз, и тогда Лукьянов направил Горбачеву письмо с просьбой «позволить Приднестровью и Гагаузии участвовать в образовании нового конфедеративного государства». После ареста Лукьянова в августе 1991 года в молдавских СМИ появилось несколько документальных свидетельств того, что глава советского парламента и специализированная структура КГБ постоянно работали над стимулированием сепаратизма в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и в горах Карабаха, Тартуской области Эстонии .. .

Декларация независимости Республики Молдова от 27 августа 1991 г. еще больше радикализировала сепаратистов. Они быстро заявляют о своей независимости и начинают беспрецедентное наступление на жителей левобережья Днестра, у которых были иные видения. Школы с латиницей закрываются, газеты в Кишинэу исчезают, на радио и телеканалы оказывается неимоверное давление. Из России стали прибывать казачьи отряды, которые легко получают вооружение со складов 14-й русской армии. Начали прибывать и специально освобожденные из тюрем добровольцы, особенно с военной подготовкой.

Большая часть населения восточных районов Молдовы участвовала в президентских выборах 8 декабря 1991 года, проголосовав за Мирчу Снегура. Они считали себя полноправными гражданами нашей страны и полагались на защиту конституционных органов. Однако военизированные отряды все более жестоко вели себя с этими гражданами без всякой защиты. Полицейские участки в этих районах были переброшены через Днестр, а в молдавских селах наблюдались грабежи, изнасилования и незаконные аресты.

В этих условиях десятки делегатов приехали в Кишинэу с просьбой о помощи в конституционные органы. Президент Снегур, зная о проблемах и истинных намерениях сепаратистов, занял твердую позицию в отношении урегулирования приднестровского спора мирным путем.

2 марта 1992 года, когда Республика Молдова стала членом ООН и президент Снегур находился в Нью-Йорке, сепаратисты напали на группу молдавской полиции, защищавшую отчаявшееся гражданское население. Таким образом, сепаратистский регион достигает своей цели и начинает широкомасштабные военные действия против молдавской полиции и добровольцев.

На полигонах в районах населенных пунктов Кочиерь, Дороцкая, Пырыта, Кошница последовали кровопролитные столкновения... 14-я армия в период, когда ее возглавлял генерал Неткачев, ограничивалась только вооружением сепаратистов и наемников, но после назначения генерала Лебедя к руководству этой части российской армии началось непосредственное участие некоторых иностранных военных элементов в конфликте.

По инициативе президента Мирчи Снегура был создан международный механизм для поиска мирных решений спора. Этот механизм был назван четырехсторонним, потому что его главными действующими лицами были министры иностранных дел четырех стран: Адриан Нэстасе - Румыния, Андрей Козырев - Россия, Анатолий Зленко - Украина и Николай Цыу - Республика Молдова. Дело пошло в правильном направлении. В зоне конфликта работали наблюдатели из четырех стран. Был введен мораторий на военные действия. Казалось, решение приднестровской проблемы близко.

Однако 18 июня в Тигине после провокаций со стороны Тирасполя начинаются кровавые вооруженные столкновения. Когда Тигина была освобождена от казачьих и военизированных отрядов, танки 14-й русской армии перешли мост через Днестр и решили судьбу города в пользу сепаратистов.

Республика Молдова в то время располагала очень скромными медиаресурсами и не могла справиться с информационной войной, усиленно поддерживаемой огромным пропагандистским потенциалом Москвы. Центральное телевидение бывшего СССР ежедневно сообщало о массовом участии румынских офицеров и танков в конфликте, о массированных бомбардировках приднестровских сел, а в Молдове не было бомбардировщиков. Нас назначили оккупантами на постоянной основе, даже если у нас не было военных на чужой территории. Было также полное лицемерие, когда было объявлено, что Молдова бросает с самолетов взрывные игрушки, чтобы убивать приднестровских детей. Откровенно говоря, это была информационная война, полностью проигранная Молдовой.

В своем выступлении на конференции ОБСЕ в Хельсинки, сразу после событий в Тигине, Мирча Снегур осудил внешнее вмешательство в конфликт и заявил, что разрешит спор с российскими демократическими силами и, в первую очередь, с Борисом Ельциным.

21 июля в Москве была подписана Конвенция Ельцина-Снегура, которая принесла мир на берег Днестра, но также создала замороженный конфликт на долгие годы. Эта ситуация позволяет иностранным войскам находиться на территории нашей страны до сегодняшнего дня, несмотря на многочисленные резолюции высоких международных форумов, в том числе резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 2018 года о выводе иностранных войск из восточных районов Республики Молдова.

Кишинэу, 3 марта /МОЛДПРЕС/.

img21001617

Любые материалы, опубликованные на сайте ПУ «ГИА «Молдпрес», являются интеллектуальной собственностью агентства, защищенной авторским правом. Их перепечатка и/ или использование возможно только с согласия агентства и с обязательной ссылкой на источник.