ro ru en

Государственное
Информационное
Агентство

Прокуратура по особым делам готова противостоять всем вызовам, заявил глава ведомства

10:44 | 25.01.2018 Категория: Политика

Эксклюзивное интервью Государственному информационному агентству «МОЛДПРЕС» главного прокурора Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам Николае Китороагэ

2017 год был годом резонансных уголовных дел. Мы имеем в виду дело Платона, дело Шевчука или дело Болбочану. Все эти уголовные дела расследует Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам, одна из двух специализированных прокуратур в Республике Молдова. О деятельности этого ведомства мы поговорим с главным прокурором г-ном Николае Китороагэ.

Вопрос: Мало кто знает о работе этого следственного органа, но еще меньше тех, кто осознает необходимость появления прокуратуры по особым делам. О чем речь, г-н Китороагэ? Какая польза у граждан от возникновения такой прокуратуры? Что было раньше?

Ответ: Хочу сообщить вам, что в соответствии со статьей 5 Закона о специализированных прокуратурах главный прокурор Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам обязан подготовить отчет о деятельности за 2017 год. Мы подготовили такой документ и направили его генеральному прокурору. Пользуясь возможностью, хочу довести до сведения общественности аспекты деятельности возглавляемого мною учреждения. Со вступлением в силу закона о прокуратуре законодатели наделили Прокуратуру по борьбе с организованной преступностью и особым делам полномочиями по расследованию огромного числа преступлений, связанных с мошенничеством в области таможенного оформления, налоговой сфере.

Вопрос: Такое сосредоточение обязанностей в одной прокуратуре выгодно?

Ответ: Специализация прокуратур приносит пользу гражданам. В Прокуратуре по борьбе с организованной преступностью и особым делам шесть бюро в рамках двух подразделений, одно из которых отвечает за исполнение уголовного преследования, а второе ведет уголовное преследование. У каждого бюро узкая специализация. Полученные результаты показывают, что идея специализации прокуратуры была хорошей.

Вопрос: Можно предположить, что Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам располагает статистическими данными о раскрытых делах. Можете ли вы предоставить нам информацию об одном из резонансных дел, раскрытых вашими сотрудниками?

Ответ: В течение 2017 года у прокуроров находилось 2930 уголовных дел, из которых 630 были завершены, в суд было направлено 441 уголовное дело. Уголовные дела, с которыми работает наша прокуратура, можно разделить на несколько категорий: преступления, совершенные против государственной безопасности, против жизни и личности, преступления против свободы чести и достоинства человека и преступления, связанные с имуществом. Если говорить о преступлениях против государственной безопасности, то назовем дело Болбочану. Впервые в истории правоохранительных органов Республики Молдова такое дело было до конца задокументировано. Я не сомневаюсь, что приговор будет осудительным. Одно из самых тяжелых дел, которое мы расследовали, связано с попыткой двойного заказного убийства, совершенного преступной группой. Уголовное дело направлено в суд. Если говорить о преступлениях против свободы чести и достоинства человека, то у нас были случаи лишения свободы, 92 случая торговли людьми, торговли несовершеннолетними – случай семьи из Бэлць, которая решила продать своего ребенка семье в Германии.

Вопрос: Можем ли мы говорить, что заказчики покушения на г-на Плахотнюка или Горбунцова находятся за границей?

Ответ: Конечно, да. Люди, совершившие эти преступления, находятся в Москве и связаны друг с другом. Заказчик покушения на лидера Демократической партии Влада Плахотнюка обвиняется и имеет несколько ордеров на арест. Эти люди известны и находятся в Москве. Конкретно я касаюсь Карамалака.

Вопрос: Помимо имеющегося у вас опыта, вы настойчивы в том, что касается доведения дела до конца. Откуда берутся эти амбиции? Кто был вашим наставником?

Ответ: Моим главным учителем и прокурором была мама.

Вопрос: Говорят, что вы проявляете много настойчивости на аспекте возмещения убытков. Приносит ли возглавляемое вами ведомство деньги в государственный бюджет?

Ответ: В ходе расследования прокурор обязан по закону обеспечить возмещение ущерба. В 2017 году сумма установленного ущерба составила 161 млн. леев, возмещение в рамках уголовного преследования составило 30 млн. леев, у преступников было конфисковано около 19 млн. леев, а в результате судебного разбирательства государству было возвращено 46 млн. леев. В то же время был наложен арест на сумму 123 млн. леев.

За прошедший год было вынесено 292 приговора в отношении 442 человек, в том числе в отношении 375 мужчин, 51 женщины, 11 юридических лиц. В соответствии с уголовным наказанием 135 человек приговорены к тюремному заключению с исполнением наказания, 140 приговорены к тюремному заключению с отсрочкой наказания, 72 – оштрафованы. Пять человек были осуждены за убийство, 18 – за торговлю людьми. Я отмечаю, что 199 приговоров были получены по упрощенной процедуре на основании доказательств, собранных на стадии уголовного расследования.

Вопрос: Вы сказали, что важная категория дел, находящихся в прокуратуре по особым делам, касается государственной безопасности. Давайте не будем забывать, что начался избирательный год и мы находимся в центре гибридной войны, проводимой иностранными силами против государства. Насколько готова ​​команда, которую вы возглавляете, противостоять вызовам 2018 года?

Ответ: Прокуроры лучше всего чувствуют существование этой гибридной войны и ощущают ее в течение длительного времени, не из услышанного, а из материалов и документов, к которым у нас есть доступ при работе с коллегами из Службы информации и безопасности. У нас есть возможности противостоять всем вызовам, которые возникнут – у нас намного больше разработок или уголовных дел, связанных с гибридной войной, гораздо больше, чем знает пресса.

Вопрос: Возможно ли в 2018 году еще одно дело об измене родине?

Ответ: Я не уверен, будет ли только одно. Может быть больше. По имеющейся у меня информации, замечаю, что молдавские граждане контактировали с недружественными Республике Молдова элементами. Констатирую имеющийся интерес некоторых иностранных государств к вопросам внешней политики. Есть молдавские граждане, готовые совершать различные действия, опасные для государственной безопасности, и готовые предать свою страну. Мы работаем по нескольким таким делам.

Вопрос: И последний вопрос. Где вы были в отпуске в прошлом году и сколько потратили на отдых?

Ответ: Я хотел бы уйти в отпуск. Учитывая, что многие люди ждут этого, я не могу осчастливить так много людей сразу.

Спасибо! 

(Корреспондент В. Никитуш)

img18000572

Любые материалы, опубликованные на сайте ПУ «ГИА «Молдпрес», являются интеллектуальной собственностью агентства, защищенной авторским правом. Их перепечатка и/ или использование возможно только с согласия агентства и с обязательной ссылкой на источник.