Правительство одобрило реформу оплаты труда в бюджетном секторе: более высокие и справедливые зарплаты для 172 тысяч работников
Правительство одобрило проект закона о реформе единой системы оплаты труда в бюджетном секторе. Новый закон направлен на устранение неравенства в оплате труда, повышение базовых зарплат и вознаграждение работников с учетом сложности и ответственности выполняемых функций. Реформа затронет около 172 тысяч работников бюджетного сектора, для которых прогнозируется средний рост зарплат на 15,7%.
Реформа необходима в связи с тем, что на протяжении многих лет в системе оплаты труда накопилось множество отступлений и исключений, которые привели к значительным различиям в доходах работников. В настоящее время базовые зарплаты варьируются от 2 500 леев, дополненных компенсационными выплатами до уровня минимальной зарплаты, до примерно 65 000 леев. При этом в некоторых случаях надбавки достигают 120% фиксированной зарплаты.
Новый закон создаст более справедливую и прозрачную систему оплаты труда, в которой базовая зарплата будет иметь больший удельный вес, а соотношение между самой низкой и самой высокой базовой зарплатой составит 1:10,5. Новая тарифная сетка будет учитывать сложность обязанностей, уровень ответственности, квалификацию и стаж работы. Кроме того, будут сокращены отступления и исключения, а также количество расчетных величин, используемых при начислении зарплат: с 10 в настоящее время до не более чем 6 в 2027 году и 4 к 2032 году.
Наибольшие дополнительные финансовые ассигнования предусмотрены для сферы образования, а также технического и вспомогательного персонала. В сфере образования около 60 тысяч работников получат среднее повышение зарплат на 14,4%, на что планируется выделить дополнительно 1 миллиард леев. Для примерно 50 тысяч работников технического сектора и рабочих средний рост составит 19,3%, а объем предусмотренного финансирования оценивается в 845 миллионов леев.
Повышение зарплат предусмотрено также для примерно 20 тысяч работников государственного управления — в среднем на 15,3%, а также для около 17 тысяч сотрудников сферы общественного порядка — в среднем на 15%. В сфере здравоохранения и социальной помощи прогнозируемый средний рост составит 14,9%, а в сфере культуры и спорта — 14,1%. Кроме того, зарплаты в среднем вырастут на 20,6% в секторе национальной обороны и на 14,1% в сфере юстиции.
Реформа обеспечит конкретное повышение зарплат для нескольких профессиональных категорий. Вот несколько примеров повышения средней зарплаты:
учитель общего образования, II квалификационная категория: с 13 030 до 14 828 леев (+13,8%);
солдат воинской части: с 10 566 до 13 104 леев (+24%);
социальный работник с высшим образованием: с 9 798 до 11 844 леев (+20,9%);
университетский преподаватель в бюджетных учреждениях: с 19 816 до 23 919 леев (+20,7%);
помощник воспитателя: с 6 811 до 9 140 леев (+34%);
вспомогательный педагогический работник: с 11 341 до 13 742 леев (+21%);
участковый полицейский: с 13 024 до 15 675 леев (+20%);
офицер по расследованиям: с 13 246 до 17 421 леев (+31%);
медицинский ассистент: с 10 300 до 12 800 леев (+24,3%);
социальный работник: с 6 780 до 8 178 леев (+21%);
повар: с 6 459 до 9 039 леев (+40%);
водитель: с 7 395 до 9 419 леев (+27%).
Новый закон также предусматривает увеличение некоторых надбавок. Для соответствующих требованиям работников сферы исследований и высшего образования надбавка за наличие ученого звания "доктор хабилитат" или научно-педагогического звания "профессор университар" вырастет с 1 100 до 2 500 леев, а за звание "доктор" или "конференциар университар" — с 600 до 1 500 леев. Для педагогических работников общего и профессионально-технического образования, а также работников других областей, имеющих ученые звания, соответствующие должностным обязанностям, надбавки составят 50% от соответствующих размеров.
Начиная с 2028 года будут увеличены и надбавки за педагогические квалификационные категории: с 4 000 до 4 600 леев за высшую категорию, с 2 800 до 3 100 леев за I категорию и с 1 500 до 1 800 леев за II категорию. Кроме того, будет введена новая надбавка за квалификационные категории в сфере социальной помощи — от 750 до 2 000 леев.
Еще один компонент реформы предусматривает поощрение профессиональных достижений. Надбавки за эффективность будут выплачиваться в зависимости от результатов индивидуальной оценки в размере 10–15% базовой зарплаты за оценку «отлично» и 5–7% за оценку «очень хорошо». Для работников сферы образования и исследований будут применяться специальные правила.
Кроме того, начиная с 2028 года для должностей, на которые сложно найти работников, при расчете базовой зарплаты временно может применяться коэффициент конкурентоспособности от 1,1 до 1,3. Этот механизм направлен на привлечение и удержание специалистов в областях, где государственные учреждения сталкиваются с трудностями при наборе персонала.
Проект также включает переходные механизмы защиты доходов работников в ситуациях, когда применение новой тарифной сетки может привести к их снижению.
Закон вступит в силу со дня опубликования в «Monitorul Oficial», а новые положения будут применяться в основном начиная с 1 января 2027 года. Некоторые меры предусмотрены на 2028 год после принятия проекта парламентом.
Финансовое воздействие реформы в 2027 году оценивается в 3,2 миллиарда леев.
Премьер-министр Василе Тофан на заседании Платформы цифровой связанности: «Для такой небольшой страны, как Молдова, цифровизация - необходимое условие для обеспечения конкурентоспособности»
Президент Майя Санду: Молдова намерена завершить переговоры о вступлении в ЕС к 2028 году и выступает за более строгие европейские механизмы защиты верховенства права после вступления
Послание президента Майи Санду на ежегодной конференции по вопросам расширения Европейского союза — «Пакет расширения 2026 года»
Парламент принимает делегацию сейма Литовской Республики
Подано напряжение на ЛЭП 400 кВ "Вулканешты-Кишинев". Президент Майя Санду: Энергетическая независимость означает, что мы можем сами решать, у кого покупать энергоносители
Выступление президента Майи Санду на мероприятии по запуску проекта ЛЭП "Вулканешты-Кишинев"
Встреча вице-премьера по реинтеграции с послами Ирландии, Италии, Великобритании, Румынии, США и Нидерландов, аккредитованными при ОБСЕ
Республика Молдова глазами поколения Независимости: выставка живописи и скульптуры в парламенте
С парламентскими фракциями проведены консультации по пакету законопроектов о реформе местного публичного управления
Успехи Республики Молдова в процессе вступления в ЕС проанализированы на заседании Совета экспертов при Комиссии по европейской интеграции
Национальный совет безопасности одобрил меры по укреплению кибербезопасности Республики Молдова
Заявления для прессы по итогам заседания Национального совета безопасности
Дополнительное финансирование для развития инфраструктуры управления твердыми отходами в ряде регионов страны
Заседание Национального совета безопасности созвано на пятницу, 6 ноября, 10:00
ВИДЕО // Добровольно укрупнившиеся примэрии смогут получить 3,4 миллиарда леев на инфраструктурные проекты в 2027–2028 годах
Назначен новый госсекретарь Министерства образования
Синоптики объявили "жёлтый код" метеоопасности из-за тумана. Видимость снизится до менее 200 метров
Австрийский писатель Томас Главинич в Кишиневе: встреча о силе литературы исследовать реальность
ВИДЕО// Президент Майя Санду в Дублине: Годы легальной работы в Ирландии будут учитываться при назначении пенсии
Соглашение о социальном обеспечении между Республикой Молдова и Ирландией подписано в Дублине в присутствии президента Майи Санду
Премьер-министр Василе Тофан выступил на COP31: Молдова намерена сократить выбросы парниковых газов на 75% к 2035 году
Выступление премьер-министра Василе Тофана на Конференции ООН по изменению климата (COP31)
Премьер-министр Василе Тофан принял участие в конференции ООН по изменению климата
Кэушенская, Орхейская и Сорокская районные больницы получили современные системы ультразвуковой диагностики
IGP предоставил подробности о молодом человеке, сбившем двух пешеходов на переходе в столице
ФОТО// В Кишиневе открыт первый энергоэффективно модернизированный жилой дом. Теплопотери снижены на 64%
Учителя, подвергшиеся агрессии, должны быть защищены от давления и необоснованных наказаний: рекомендации Министерства образования
Более 450 000 граждан подали заявки на компенсации за энергоносители
Сотрудничество Республики Молдова с ЕБРР обсудили премьер Василе Тофан и глава финансового учреждения Одиль Рено-Бассо
Зал Библиотеки парламента будет носить имя Василе Строеску